Таможенный союз не может противостоять серым схемам

Недоработки в нормативной базе Таможенного союза создают условия для процветания контрабанды, коррупции, серых схем вывоза и ввоза продукции и других экономических преступлений. Аналитики считают, что причиной тому являются различные цели участников ТС.

Этим летом Центробанк России обнародовал информацию о размере средств, выведенных с применением фиктивных экспортных контрактов в 2012 году. Эксперты оценивают ущерб в 25 миллиардов, что составляет почти половину суммарного оттока капитала из России за прошлый год.

Злоумышленники пользуются простой схемой: производят оплату за товар, якобы перевезенный из Беларуси и Казахстана в Россию, согласно товарно-транспортным накладным. А отследить фактическое передвижение грузов не представляется возможным в условиях отсутствия таможенного контроля.

Поправки, внесенные в российские законопроекты, не смогли урегулировать ситуацию. Аналитики считают, что в данной ситуации необходимо поменять схему оформления грузов, ввести контроль над перемещением грузов ивнутрипортовое экспедирование.

Несмотря на то, что у российских политологов есть информация о применении серых схем со стороны Казахстана и Беларуси, доказать ничего невозможно из-за отсутствия достоверной статистики о торговых отношениях на территории ТС.

Эксперты уверены, что процветанию контрабанды способствуют власти государств-участников ТС, или, как назвал его глава белорусского Исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, «союза монополистов и контрабандистов».

Получилось, что Россия, желая создать единое интеграционное сообщество на постсоветском пространстве, не продумала нормативную базу, но при этом сняла все таможенные посты между странами-участницами. А они, пользуясь этими условиями, решают свои сиюминутные экономические проблемы.