Нужны ли беспошлинные зоны?

По данным за январь и февраль 2013 года грузооборот китайских морских портов составил 1,132 млрд. тонн. Соответственно, по сравнения с прошлым годом данный показатель увеличился на 10,3%. В России же за аналогичный период объем грузоперевозок – 88,5 млн. тонн, а «прирост» составил всего лишь 8%. По мнению экспертов, можно добиться существенного повышения грузооборота в портах России за счет упрощения процедуры оформления документов.

Так, например, сотрудничество с Китаем в области морских контейнерных перевозок – это действительно выгодно. Связано это с тем, что в стране есть беспошлинные портовые зоны, насчитывается которых в настоящий момент уже 15. Фактически основная сложность при организации доставки груза морским транспортом из Китая заключается в успешном проведении «начального этапа». А в частности — важно правильно решить вопросы, касающиеся доставки товаров до порта со склада китайского поставщика, оформления документов на экспорт, оплаты таможенных сборов. По правилам, оплату этих расходов берет на себя экспортер, т. е. отправитель из Китая. А все последующие растраты, т. е. с момента, когда груз оказался на борту – оплачивает получатель. Таким образом, сторона отправителя заинтересована в наиболее оперативном решении данных вопросов, что и показывается на практике.

В России ситуация обстоит иначе, что негативно сказывается на сроках доставки грузов. Оформление документации в портах России может занять несколько недель, соответственно, запланированные сроки перевозки «превращаются» из 25-30 суток в 45, а то и более. Если же оформление внутреннего таможенного транзита производить с «умом», например, подавая документы в ГКО в электронном виде, можно двое сократить время, необходимое на доставку грузов из Китая в Россию.