В чем причины неэффективного использования транзитного потенциала России?

В условиях постоянного роста объемов мировой торговли вопрос эффективности использования транзитного потенциала России является особенно важным. Российская Федерация имеет весьма выгодное географическое положение, которое позволяет активно участвовать в транзите грузов из Азии в Европу и обратно. В частности,перевозки из Китая сейчас особенно популярны. Но существует ряд причин, ограничивающие возможности для реализации этой схемы.

Одной из причин, согласно исследованиям Института проблем рынка РАН, является простой грузов при таможенном оформлении на границе. Прохождение таможенного контроля может доходить до 7 суток. Такое же время уходит на перевозку груза из Владивостока до Бреста. Также на многих пограничных пунктах грузовики простаивают по 200 часов в ожидании таможенного контроля. Все это, несомненно, оказывает влияние на общие сроки транзита грузов через территорию страны.

Но такие ситуации являются скорее исключениями, нежели обычной ежедневной практикой. Помимо длительного таможенного оформления существуют и другие причины неэффективности использования таможенного потенциала. Так, Государственная дума не может принять закон о транзите с 2001 года. 19 июня 2013 года законопроект был повторно внесен на рассмотрение и может быть принят уже в осеннюю сессию.

Среди причин отказа от транзита грузов чрез территорию Россию была названа и дороговизна перевозок. Так, в 2012 году стоимость перевозки из Китая в Москву двадцатифутового эквивалента (ДФЭ) международного транзита морем снизилась с 8 тыс. долларов до 4.7 тыс. долларов. При этом стоимость перевозки ДФЭ тем же маршрутом, но посредством Транссибирской магистрали, осталась на уровне 7 тыс. долларов.