Перевозка опасных грузов

Что требуется знать при перевозке опасных грузов

Ряд горючих и токсичных химических веществ имеют определенные классы опасности. В случае возникновения ДТП или несоблюдения условий транспортировки груза, существует риск нанесения травм, увечий и смертельного исхода для людей, а также причинения вреда окружающей среде в широких масштабах. Чтобы избежать негативных последствий, при перевозке опасных грузов необходимо следовать четким правилам. На данный момент все опасные вещества разделяются на 9 классов. При этом соединения бывают:

  • ядовитыми или инфекционными;
  • радиоактивными;
  • легковоспламеняющимися и самовозгорающимися;
  • взрывоопасными;
  • окисляющими (едкие или коррозийные);
  • газами сжиженного или растворенного типа;
  • пероксидами.

Данные типы опасных веществ прописаны в ГОСТ и подразделяются на дополнительные категории. Для каждого из них представлены свои требования к перевозке и хранению. Правила также прописываются в международном соглашении ДОПОГ, которые необходимо соблюдать при международной транспортировке груза. Исключением для правил является перемещение веществ в пределах предприятия.

Основные правила перевозки опасных грузов

На данный момент существует большое количество требований. Подробно изучить все правила можно в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные». Однако некоторые пункты стоит выделить в качестве основных правил:

  • транспортировка опасных грузов должна осуществляться только на специализированном ТС;
  • при постоянной перевозке на одном ТС, на нем должна иметься выпускная труба;
  • машина должна иметь окраску с нанесением информации об опасном грузе.

Наиболее строгие требования предъявляются к электронике машин, осуществляющих доставку опасных грузов:

  • напряжение не должно превышать 24V;
  • изоляция проводов должна иметь бесшовную поверхность;
  • предохранители должны всегда быть исправны и иметься в запасе;
  • вся проводка должна быть надежно закреплена и защищена от механических воздействий;
  • АКБ необходимо устанавливать в проветриваемом отсеке;
  • в электроцепи должен иметься отдельный выключатель возле АКБ;
  • все осветительные приборы внутри кузова должны иметь защитный каркас (решетку);
  • в машине необходимо установить заземление;
  • материалы кузова должны сопротивляться открытому огню;
  • по бортам цистерн должны иметься бортики для защиты в случае опрокидывания;
  • в салоне должен иметься набор инструментов для выполнения срочных работ;
  • на ТС необходимо установить опознавательные маячки (световые лампы желтого цвета);
  • нельзя использовать более одного прицепа.

Данные правила могут показаться излишне строгими. Однако, как показывает практика, даже мелкие упущения нередко приводят к серьезным авариям, приводящим к трагическим последствиям.

Правила оформления

Одним из наиболее важных правил является способ окраски автомобиля. Это необходимо для привлечения внимания водителей. К основным требованиям относятся:

  1. Маркировка. В зависимости от типа перевозимого вещества, необходимо выполнять раскраску в определенных цветовых вариациях. Например, для цистерн с едкими химикатами, кузов должен быть окрашен в желтый цвет с черными полосами. Также на бортах должна присутствовать надпись «Едкий материал», «Огнеопасно» и так далее, с учетом типа груза.
  2. Размер шрифта. К надписям также предъявляется ряд требований. Они должны быть видны издалека, поэтому размер буквы должен составлять 15 см в высоту и не менее 10 см в ширину. На контейнерах стандарт увеличивается на 10 см.
  3. Изображения. Помимо окраски авто и надписей, также необходимо нанести на кузов рисунок или наклейку, соответствующую типу перевозимого опасного вещества (яд – черный череп, легковоспламеняющиеся газы – белое пламя, взрывоопасные вещества – темная бомба и так далее).

Не только транспортное средство должно соответствовать установленным стандартам. Не менее строгие требования предъявляются к документации, сопровождающей груз.

Какие документы необходимы для перевозки опасных грузов?

Пакет требуемой документации во многом зависит от маршрута перевозки. Если она имеет международный статус, потребуется получить ДОПОГ. Для этого водители должны пройти обучение, а также иметь стаж более трех лет. Прохождение курсов позволит осуществлять перевозки не только внутри страны, но и в пределах Европы. При этом в документе прописывается ряд запретов:

  • помимо водителя в машине не должно присутствовать сторонних лиц;
  • нельзя обгонять и опережать ТС, движущиеся со скоростью более 30 км/ч;
  • запрещено проводить дозаправку топлива на обычных станциях;
  • не допускается курение внутри или вблизи автомобиля;
  • требуется всегда наблюдать за ТС;
  • запрещено выключать двигатель и отпускать сцепление при съезде с горки.

Помимо ДОПОГ у водителя на руках должны иметься все документы, подтверждающие соответствие ТС установленным стандартам, а также разрешение на перевозку опасных грузов. В список дополнительных документов входят:

  • маршрутный лист с номером, определяющим тип опасного груза;
  • лицензия автомобиля на транспортировку вещества;
  • аварийная карточка;
  • ТТН на груз;
  • удостоверение водителя, подтверждающее разрешение на перевозку;
  • контактные данные компании;
  • адрес конечной точки (получателя).

В зависимости от типа груза и класса его опасности, пакет документов может отличаться. При несоблюдении каких-либо правил и требований, вся ответственность ложится на водителя.

Меры предосторожности во время движения

При перевозке опасных грузов также существует ряд дополнительных правил дорожного движения, обязательных к исполнению. Для колонны основными являются:

  • соблюдение оптимальной дистанции не более 50 метров;
  • при плохой видимости не уменьшать дистанцию менее чем на 300 метров;
  • в случае отсутствия видимости в пределах 300 метров нужно остановить транспортное средство;
  • наличие экспедитора в кабине водителя;
  • руководство колонной доверяется старшему водителю, который несет ответственность;
  • запрещено останавливаться в населенных пунктах (в пределах городской черты);
  • наличие топлива в баках не менее чем на 500 км.

Отдельные требования предъявляются к морским судам, для которых ключевыми правилами являются меры хранения опасных веществ. Они должны иметь идеальную герметизацию и надежное закупоривание, чтобы исключить риски протечки в любых условиях.